Первое знакомство с Архызом.

Про Архыз до 2015 года я не слышала. Вообще не знала о его существовании. Когда знакомая экскурсовод предложила поехать в Архыз, для меня это звучало примерно так: пойдём туда, не знаю куда. Интерес взял верх и было решено: едем!

Архы́з — село в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии. Административный центр Архызского сельского поселения.

Находится в бассейне реки Большой Зеленчук. (Википедия)

Дорожная пауза.

Дело было в начале мая. Поездка началась со сбора группы. Собралось около 18 человек, желающих полюбоваться новыми пейзажами. Приехал экскурсионный автобус и дружной компанией мы поехали на встречу с новым и неизвестным.

Завтрак туристов

Дорога заняла примерно 3 — 4 часа. Лично для меня она была очень интересна, потому что в этом направлении я ехала впервые. Гид, который сопровождал нас во время поездки, знакомил с объектами, мимо которых лежал наш путь. Он же договорился с сотрудниками придорожного кафе о завтраке и ко времени прибытия нас ожидал горячий чай и вкуснейшие хычины. Хычины — национальное блюдо карачаевцев и балкарцев. Они бывают с мясом (говядина, баранина), с сыром. Мы буквально влюбились в это блюдо и впоследствии, проезжая это место, обязательно останавливались в знакомом кафе, чтобы попить чаю с хычинами. Кстати, сказать, это кафе находится в Нижнем Архызе, на площади, где работает мини — рынок. Здесь можно купить различные сувениры: магнитики, предметы из дерева, вещи из меха, мёд, варенье , грибы и т.д.

Лик Христа на скале ( в рамочке)
Мини — рынок

С этой площади началось наше знакомство с местными особенностями. Помимо нескольких кафе и рынка, здесь находится одна из главных достопримечательностей Архыза — нерукотворный лик Христа на скале. Его обнаружили не так давно, в 1999 году. Это, в самом деле, изображение лика Христа, чёткое и ясное. Чтобы его увидеть, нужно преодолеть 526 ступенек вверх.

Подъём доступен, практически, всем возрастам. Он безопасен, проходы имеют ограждения, удобные переходы. Некоторые трудности, конечно, придётся всё же преодолеть! Не так часто мы пешком поднимаемся на такие высоты! Следует отметить, что на пути следования предусмотрены лавочки, поэтому можно отдохнуть, перевести дух, набраться сил для продолжения пути. Добравшись до самого верха, вы сможете полюбоваться нерукотворным созданием лика Христа на скале. Он находится в рамочке. О происхождении этого образа до сих пор ведутся споры, поэтому этот момент мы не будем затрагивать, оставим его для историков и исследователей.

Один из православных храмов
526 ступенек к лику Христа на скале

Следующим объектом нашего внимания стали православные храмы, расположенные в Нижнем Архызском городище. Это самые старые христианские храмы России (за исключением Крыма). На данный момент они не действующие. Мы смогли посмотреть два храма: Южный и Северный. Есть еще третий, но в тот день мы его не посетили. Зато увидели статуи древних тюркских воинов.

На представленных ниже текста фотографиях вы сможете увидеть некоторые достопримечательности городища.

Астрофизическая обсерватория.

После городища наш путь лежал к обсерватории. Данные Википедии: специальная астрофизическая обсерватория (код обсерватории «115») — научно-исследовательский институт Российской академии наук, расположенный на Северном Кавказе у подножия горы Пастухова в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики России (п. Нижний Архыз и станица Зеленчукская). В настоящее время обсерватория является крупнейшим российским астрономическим центром наземных наблюдений за Вселенной, который располагает крупными телескопами: шестиметровым оптическим рефлектором БТА и кольцевым радиотелескопом РАТАН-600. Основана в июне 1966 года. Дорога к Обсерватории серпантином идёт вверх. Она асфальтированная, ровная. За небольшую сумму в Обсерватории можно нанять экскурсовода и вам поведают всю историю возникновения этого объекта наблюдения за небесными светилами: почему её построили именно в этом месте, какие трудности были, кто работает, величина телескопа и много другое. Интересная информация. Я для себя узнала много нового.

По дороге к Обсерватории можно остановиться и посмотреть сверху вниз. Это дорога к п.Романтик.

Во второй половине дня мы приехали к п.Романтик, где находятся канатные дороги. На тот момент это был мой первый опыт катания на канатке, поэтому я ждала этого развлечения с особым интересом и любопытством. Уютная закрытая кабинка, рассчитанная на 8 человек, подняла на на высоту примерно 2 500 м. Наверху мы вышли, чтобы осмотреться. Местами еще лежал снег, в ложбинках он был довольно глубокий. Сама площадка, на которую привозит канатная дорога, небольшая. На ней размещено кафе, где можно согреться горячим чаем, купить настоящие блины или вкусное пирожное. Помимо кафе устроено несколько фотозон. Самое привлекательное, конечно, это горы. Они окружают площадку, наполняют её красотой и величием. Фотографии на фоне гор — это долгая память о приятных и незабываемых моментах путешествий.

У подножия гор, оттуда, где начинает работу канатная дорога, построены отели и гостиницы, имеются пункты общепита.

Наша поездка в этот выходной день подошла к концу. Началась она для нас в 4 часа утра, а закончилась поздно вечером. Мы вернулись домой совершенно уставшие, наполненные самыми приятными впечатлениями. Мы узнали много нового, и это подтолкнуло нас к дальнейшему изучению истории интересных мест.

Канатная дорога.

Уважаемые гости сайта! Если вам была интересна или полезна данная информация, делитесь еею в соцсетях. Если у вас появились вопросы или предложения — пишите комментарии. Благодарю за внимание!

Вот такой «транспорт»!

Горы — это мощь и красота!

Памятник тюркскому воину. Находится на территории городища.