Гуамское ущелье. Мезмай.

Гуамское ущелье (адыг. Гъуамэ) — узкое глубокое ущелье, в верховьях реки Курджипс. Ущелье расположено между хребтами Гуама и Лаго-Наки, резко обрываясь четырёхсотметровыми скалами к долине реки Курджипс. Находится на территории Апшеронского района Краснодарского края (Википедия).

Завтрак туристов

О Гуамском ущелье слышать приходилось от многих людей. Это место давно известно туристам, любителям горного отдыха, а так же организаторам школьных экскурсий. Все, побывавшие в этом ущелье, рассказывали только хорошее, делились положительными эмоциями. Однажды мы тоже решили узнать: что ж там такого интересного? Нас, как обычно, набралась большая группа, договорились с автобусом. Поездка была назначена на начало июня. Прогноз погоды был не очень утешительным: обещали дождь. Но отступать было некуда: автобус заказан, все готовы, все ждут и горят желанием ехать. Взяли дождевики, внутренне надеясь на то, что они не понадобятся.

Для нас эта поездка не дальняя, всего 2 — 2,5 часа и мы на месте. Перекус на природе — святое дело, и вперёд, вперёд!

Гуамское ущелье несколько лет назад было связано с п.Мезмай ниточкой узкоколейной железной дороги, по которой ходил небольшой состав. Люди ездили в Гуамку на работу и по делам. В одно не самое прекрасное время в горах случился обвал. Нужно отметить, что эта узкоколейка проходит в очень тесном месте между горами и рекой. Так вот, тот самый обвал перекрыл железную дорогу так, что восстановить ее было практически невозможно, слишком дорогостоящим оказалось бы мероприятие. Кроме узкоколейки посёлок Мезмай и Гуамку соединяла ещё и обычная грунтовая дорога. На тот момент она была в плачевном состоянии и люди предпочитали железную дорогу. После обвала, как говорится, нет худа без добра — произвели реконструкцию грунтовой дороги и сейчас там чудесная асфальтовая полоса.

В паровозике

В настоящее время та узкоколейка еще жива и по ней бегает экскурсионный паровозик. Нужно купить билет и тебе обеспечено путешествие. По времени оно короткое, но интересное. Во время поездки через транслятор идёт рассказ о местности, по которой вы проезжаете, а так же вы узнаете о некоторых исторических фактах возникновения и действия узкоколейки. После остановки паровозика можно выйти и продолжить путешествие пешком до обвала. Дорога хорошая, с красивыми пейзажами. Конечно, осторожность никто не отменял, потому что слева обрыв с рекой, справа горы. Налюбовавшись вдоволь природой, возвращаемся назад до места остановки паровозика, который привозит новую партию туристов, а вас забирает. В выходные дни отдыхающих очень много. Лучше всего приезжать в будни: спокойнее и удобнее.

В п. Мезмай

Экскурсия в Гуамское ущелье не займёт много времени. К обеду мы уже вернулись. В наших планах далее было посещение поселка Мезмай, который славится так называемой Орлиной полкой. Это место на скале, находящееся на высоте около 600 м, откуда, как на рассказывали, открывается чудесный вид на поселок, на горы. В Мезмае мы оказались впервые и не очень представляли себе наш маршрут. Один из местных жителей показал нам тропу, по которой можно подняться на ту самую Орлиную полку. Но, видимо, это был не тт день, когда должны были встретиться полка и мы. Накануне прошли сильные дожди и мы не смогли пройти и километра. Мало того, что было грязно, ещё и скользко, что, несомненно, опасно в горах. Решили вернуться к автобусу. Но мы не отступили! Мы просто поменяли планы.

Река Курджипс

Ещё один местный житель рассказал, что на реке Курджипс есть чудный водопад Исиченко. Идти к нему нужно вдоль самой реки. Общим советом было решено: идём! Нужно не забывать о том, что дождь прошел везде, и на нашем пути к водопаду мы узнали, как это — ходить по лесу и по горам после дождя. Идти нужно было только друг за другом, так как тропа узкая. Первым на пути был водопад со странным названием Шестиметровка. Как мы узнали позже, название означает глубину чаши водопада. Двинулись дальше. Шли часа 1,5. Медленно. Местами было чисто, но иногда приходилось идти по грязи. Лес в том месте был просто удивительным. Повсюду с деревьев свисает длинными прядями мох, деревья окутаны им, как одеялом. Дошли до водопада Исиченко. Длина водопада Исиченко — около 35 метров. Вырываясь из пещеры, он не падает вертикально, а стремительно стекает по зеленому одеялу из мха, впадая в реку Курджипс. В тот момент воды в реке было много, поэтому течение было достаточно бурным. В пещеру можно попасть только тогда, когда в реке минимум воды.

Водопад Исиченко

Вернулись назад уставшие, грязные, но наполненные впечатлениями. Только спустя некоторое время мы поняли, что ходить по горам после дождя — не самая лучшая затея. Для нас, неподготовленных туристов, это могло быть опасно.

В целом поездка оставила благоприятные впечатления, но было чувство какой-то невыполненности. Тогда мы решили, что вернёмся сюда когда — нибудь попозже. И обязательно побываем на Орлиной полке.

В момент нашей поездки поселок Мезмай был известен узкому кругу любителей горного отдыха. В этот выходной день мы встретили всего лишь несколько компаний: 3- 4 человека с рюкзаками и еще человек 5 -7 — на квадроциклах.

Ещё много интересных фото на моей страничке Вконтакте https://vk.com/public200295596 Заходите, вступайте в сообщество «Мир моих открытий»!

Дорогие друзья! Была ли вам полезна эта информация? Буду рада вашим комментариям.