Шпалорез? Теперь знаем!

Думаю, что не многие туристы, путешественники слышали о Шпалорезе. Не знали о нём и мы. Случайно увидели небольшую информацию Вконтакте. Заинтересовались. Нашли страничку https://vk.com/shpalorezuzd.

Апшеронский район. Село Черниговское. Довольно крупный населенный пункт, где кипит жизнь и ходят рейсовые автобусы и маршрутки. От села  идет узкоколейная железная дорога до поселка Отдалённый. Там в горах курсирует тепловоз ТУ6П (Мотриса), который часто называют «матрица». Жители отдаленных посёлков приезжают сюда и закупаются продуктами, а потом на «Матрице» отправляются по домам. Считается, что Апшеронская узкоколейная железная дорога была построена в 1927 году, когда советская власть всерьёз и надолго решила заняться добычей леса ценных пород в горах Западного Кавказа. Центром лесопереработки и перегрузки на широкую колею стала станица Апшеронская, за 20 лет выросшая в город Апшеронск. Но тогдашняя АУЖД уходила от станицы и ширококолейной станции всего на пару десятков километров, и её старейший пригородный участок был полностью разобран в 2010-м году. Началом АУЖД сделалось село Черниговское на бывшем 30-м километре, а уцелевшая 37-километровая линия была построена, с перерывом на войну, в 1940-е годы. Название села часто можно услышать не в среднем, а в женском роде — Черниговская. Это создаёт путаницу, учитывая, что в полусотне километров от Апшеронска ещё и Черниговская станица есть. Но тут дело не в станице, а в станции, которой служит центральная площадь села. У одинокого пути стоит сталинский вокзальчик (1955), который делят теперь диспетчерский пункт и сбербанк.

Доехав до Черниговского, быстро нашли место стоянки нашего тепловоза. Несмотря на начало весны, а это было как раз 8 марта, день был солнечным, тихим и довольно тёплым. Закрытый вагон отцепили и наше путешествие намечено было в открытом вагоне. К нашей компании, состоявшей из 18 человек, присоединилось еще 6-7 туристов. Мы все комфортно разместились вокруг длинного стола, занимавшего собой практически всю часть вагона. И вот, «Шпалорез-Экспресс» готов к отправлению. Следует отметить, что туристический поезд в этой части Апшеронки появился недавно, а с 2020 года туристов и катаются исключительно на нём. Вагон -«шашлычка», на которой предполагалось наше путешествие, представляет собой подобие крытой террасы — без стёкол, но со столом, лавками, умывальником и даже мангалом, который так и тлел на ходу, своим ароматным дымком перебивая едкий сизый дым от тепловоза.

Локомотив затарахтел и тронулся, почти сразу повернув под прямым углом. За поворотом обнаружился сельский ДК. Проехав по берегу реки Пшеха, можно увидеть как кое-где из леса выглядывают хутора и остатки явно промышленных построек, в том числе настоящий шпалорез — до недавнего времени у АУЖД было своё производства шпал из местной древесины, теперь же узкоколейка покупает списанные шпалы «взрослых» линий и режет их пополам. В лесу тут и там показываются из листвы обелиски с чёрными табличками и красными звёздами. Первую остановку «Шпалорез-Экспресс» делает близ указателя «Часовня».Часовня. Построена неизвестным отшельником 3-4 года назад. Кто-то говорит, что она была построена в честь павших героев Великой Отечественной войны, а кто-то говорит, что она построена в качестве замаливания собственных грехов. Построена полностью вручную, без использования современных технологий. Камни для возведения стен были собраны на берегу реки.  До часовни идти метров 200 по лесу, вверх от реки.

Едем дальше. Порой из лесов показываются скальные обрывы, а под колёсами протягиваются мосты через овраги и ручьи. Прямо на одном из них — следующая остановка: водопадРаньше тут располагалось место экипировки паровозов водой, видны остатки постамента с кусками арматуры, на котором был установлен резервуар. В нем постоянно был запас воды для заправки локомотивов, который пополнялся естественным путём от падающего потока воды с горы. Первый мост, который находился здесь, был взорван в годы Великой Отечественной войны, и полностью восстановлен в послевоенные годы.

Отмечу такой момент. Во время следования нашего Шпалореза, постоянно случались незапланированные остановки — сход с рельс. На бортах локомотива имеется нехитрое оборудование для возврата его на рельсы, ибо, как мы успели заметить, сход с рельс тут явление абсолютное рутинное и, благодаря маленьким скоростям, не опасное. Нам оно было, что называется, на руку: за время ремонта мы успевали спуститься в лес, налюбоваться первоцветами, сделать фотосессии. Лес в это время не успел нарядиться в зелень, стоял пустой и прозрачный, лишь на ольхе и березе можно было увидеть растущие серёжки. А вот яркие огоньки первоцветов мелькали всюду и радовали нас своим весенним нарядом. Конечно, ходить следовало осторожно: в лесу было довольно сыро, множество мелких ручейков стремилось вниз, к реке.

Остановка Урочище Волчьи ворота. Ущелье на реке Пшеха, между с. Черниговское и хутором   10-й километр. В этом месте река прорезала себе путь между громадных утесов серого камня, образовав узкую теснину.

На скале установлены обелиски с фамилиями павших здесь в годы Великой Отечественной бойцов. Волчье ущелье фашисты не смогли преодолеть. Пулемётный огонь из расщелин скал сбрасывал врага в реку. Отсюда началось освобождение территории: 18 августа 1942 года взвод красноармейцев под командованием лейтенанта Албегова (31-я стрелковая дивизия) остановил гитлеровцев в ущелье. В наше время туристы и местные жители поднимаются на скалу, чтобы положить к подножиям обелисков советским воинам 9, 31 383 стрелковых и 41 кавалерийской Донской дивизий полевые цветы.

В ущелье царит мистическая атмосфера, вызванная и памятью о гремевших здесь боях, и игрой солнечного цвета между мшистыми каменными склонами, и мрачностью скал, и звуком бурлящей горной реки. А ещё есть предание: ущелье получило своё название потому, что до середины 19 века здесь обитало много волков, державших всех в страхе. С годами хищников становилось всё меньше, пока они практически не исчезли.

Ущелье Волчьи Ворота является памятником природы Краснодарского края.

За Волочьим Воротами встречает Десятый километр — от Черниговской десятый, от Апшеронска же он был Сороковым. Деревенька из нескольких домиков, доступная лишь по узкоколейке, и кабы ни бежавшие за поездом собаки — кажущаяся совершенно пустой. Путевое развитие, однако, не случайно — чуть дальше поезд проходит по мосту через речку Кушинку, в 3 километрах выше по которой стоит ещё одна деревенька. Причём — настолько обитаемая, что от места с кадра выше туда ведёт короткое ответвление, и «матрица» заезжает в Кушинку отдельно. «Шпалорез-Экспресс» же продолжает прямой путь через мост — ни в пейзажах, ни в домах Кушинка не отличается от других хуторов и сёл по-дороге. Помимо собак вдоль АУЖД попадаются и лошади, и бараны с козлами. Подсобное хозяйство здесь — не прихоть, а необходимость. Так, зиму с 1992 на 1993 год местные жители ещё долго называли «блокадой», пережив её на грани голода — тогда обвалы перебили узкоколейку, и в условиях коллапса страны её восстановление затянулось на несколько месяцев.

Вот за деревьями промелькнули домики хутора Режет на том берегу Пшехи, а вскоре мы выехали из дебрей в Новый Режет — деревню не такую уж и маленькую (80 жителей), если учесть, что сюда не ведёт дорог. И навес у путей — на самом деле не столько павильончик для пассажиров, сколько хлебоприёмный пункт: в первую очередь узкоколейка используется теперь даже не для перевозки пассажиров, а для доставки товаров первой необходимости в эту глушь. Новый Режет стоит на двух берегах Пшехи, через которую тут самый длинный на линии мост.

Здесь наше путешествие закончилось и мы повернули в обратную сторону.

Ещё много интересных фото на моей страничке Вконтакте https://vk.com/public200295596 Заходите, вступайте в сообщество «Мир моих открытий»!

Друзья! Если вам была полезна и интересна эта информация, оставляйте комментарии, делитесь ею в соцсетях.

Ролик о нашем путешествии на Шпалорезе можно посмотреть здесь: https://youtu.be/DlfkQsP-sqc?si=dIZEXPjFRGDYyVoh

Обновлено: 21.09.2023 — 14:10

Добавить комментарий